Свайный фундамент в наши дни популярен по причинам значимого обновления технологий. Вместо технологии отливки или забивки свай из бетона, теперь используется метод с завинчиванием. Характерное свойство винтовых свай — не требуется производить больших земляных работ. Необходимо только лидерное бурение свай, без разработки почвы. При этом, возможно бурить не на полную глубину погружения свай. Это экономичный способ установки фундамента, набирающий востребованность в частном строительстве.

Главные особенности бурения под винтовые сваи

Винтовые сваи погружаются в землю завинчиванием, по этой причине их применяют только на однородных суглинках. На каменистых грунтах данная технология не применяется. Под винтовые сваи бурение можно делать винтовым инструментом — ямобуром. Он осуществляет бурение ям с большой скоростью.

Ямобур, в отличие от бурового станка, смонтирован на стреле экскаватора. Для того, чтобы начать бурение под очередную сваю, не нужно перемещать машину. Необходимо лишь изменить положение стрелы экскаваторного ковша (где смонтирован механизм). Таким способом, имеется возможность выполнить бурение нескольких десятков свай за рабочий день. Практически, цена бурения скважин под сваи — это оплата смены работы экскаватора. Такие модели техники имеют бульдозерный отвал. Он применяется для снятия небольшого слоя грунта под фундамент и подготовки подъездных путей.

Другой вариант ямобура монтируется на грузовике, а не на тракторном или экскаваторном шасси. В результате снижается цена доставки. Технология почти идентична той, что применяется на экскаваторах. Прибор крепится на конце стрелы и работает с помощью гидродвигателя. Ось вращения получается вертикальной (для вертикального бурения под сваи). Шнековая конструкция позволяет выполнять бурение на сухую, без использования воды и бурового раствора.

Основной недочет ямобура — небольшая глубина бурения. Около 3-4 метров. Плюс механизма на грузовиках — чуть большая глубина. Глубина уже может достигать пяти-шести метров. Конфигурация грузовика позволяет разместить более длинный шнек. Между тем, свайный фундамент применяется на слабых грунтах, когда глубина погружения по стандартам необходима больше 6-и метров. Тогда используется бурение на автомобильном шасси классическими буровыми станками.

Бурение под сваи с помощью бурового станка

Под одну постройку понадобится от нескольких десятков свай. В связи с этим бурение под сваи желательно проводить буровыми станками. Именно установка для бурения свай помогает уменьшить время на перенос оборудования из одного места в другое. Кроме автомобильного шасси часто применяется тракторное или экскаваторное. Станки без шасси не практичны при бурении. Их достаточно долго перемещать на новое место.

Глубина погружения свай фундаментов высотных зданий превышает 15 метров. На подобную глубину никакой ямобур не пройдет, необходима специализированная буровая техника. По большей части используют универсальные станки на шасси КамАЗ, Урал, ЗИЛ 131. Бурение осуществляется либо шнековым методом с выбрасыванием шлама всухую, либо по-мокрому с постоянной подачей воды в скважину для вымывания раздробленной породы.

Для свай имеет значение соотношение толщины и длины (сумма глубины погружения и высоты оголовка над землей). Если данное соотношение нарушено, к примеру, свая очень тонкая и длинная, это приведет к значительному превышению расходов материалов и к повышению энергозатрат при работах. Буровые станки требуются при погружении на большую глубину (более 5 метров), им требуется достаточно большой диаметр. В частности, под опоры мостов используются сваи с глубиной погружения 15-20 метров и с диаметром 600-700 миллиметров.

Ключевыми в наше время считаются сваи шнекового бурения. Именно эта технология обеспечивает получение скважин требуемого диаметра с небольшими затратами. Ее превосходство — не понадобится наличия на строительном объекте воды.

Бурение под заливные сваи

Самое главное отличие заливных свай от остальных — невозможность погружения сваи без скважины на всю длину. В результате, бурение под буронабивные сваи, к примеру, возможно сделать на 2/3 от необходимой глубины погружения, а остаток можно добить специальным оборудованием. С заливными сваями это решение не пройдет. Нужно обязательно бурить на всю глубину погружения и никак иначе.

Заливная свая — это отличный вариант для грунта с камнями. Камни будут мешать погружению других видов свай, заливные же не требуется погружать, они отливаются в пробуренной скважине. В результате, их можно применять на любых грунтах. С современной техникой бурения заливные сваи получаются дороже обычных, но не намного. Они вполне могут быть доступными для частного строительства. В результате, возможно подобрать подходящие способы бурения свай, отталкиваясь от задач.

Для данного типа свай бурится скважина большого диаметра, например, 200-300 мм. В скважину ставится каркас из арматуры, который заливают бетоном. Технологии дают возможность отливать сваи как единое целое с ростверком. Получается надежная конструкция с максимальной прочностью. Данная схема нашла использование в промышленном строительстве. Монолитные фундаменты применяются для опор гидротехнических сооружений и мостов.

Заливка происходит в течение нескольких часов или дней после проведения бурения. Как правило все это делают сразу. Нельзя пустые скважины оставлять надолго, они быстро осыпаются, особенно на нестабильных почвах. Допускается отливка как вместе с ростверком, так и без. Заливку довольно часто выполняют поэтапно, по той причине, что для заливки свай нужна одна техника, а для ростверка — другая.